Почем солярка? Как аграрии в России получат компенсацию за подорожавшее топливо


Российским сельхозпроизводителям компенсируют часть стоимости солярки, которая с начала года подорожало почти на 20%. Правительство РФ из резервного фонда выделило на это 5 млрд. рублей. Правда, когда именно деньги дойдут до регионов, неизвестно.

Вместо 12 миллиардов дали только пять

Решение о компенсации аграриям потерь, понесенных из-за подорожания солярки, было принято еще 22 июня на селекторном совещание у Дмитрия Медведева. Тогда министр сельского хозяйства Дмитрий Патрушев поделился с премьер-министром расчетами: с января по июнь аграрии потеряли не менее 12 млрд. рублей.

Причем реальная цифра была намного выше: Минсельхоз смог собрать информацию только от 28 тысяч товаропроизводителей – это 55% от общего их числа. А губернаторы регионов-«житниц» и вовсе называли экстремальные цифры: например, глава Краснодарского края Вениамин Кондратьев заявил, что за полгода аграрии региона дополнительно потратили на покупку солярки почти 4 млрд. рублей.

Губернатор Ставропольского края Владимир Владимиров оценивал потери сельхозпроизводителей в 6 миллиардов, а министр сельского хозяйства Ростовской области Константин Рачаловский – в 3 миллиарда. В Нижегородской области, по мнению экспертов, речь идет о потерях в пределах 1 млрд. рублей...

Но премьер-министра травмировать такими цифрами не стали. Выслушав Патрушева, Медведев дал поручение Минфину проработать вопрос, чтобы регионы получили субсидии из резервного фонда правительства РФ. В пределах возможностей.

Возможности оказались слабыми: в фонде нашлось только 5 миллиардов, которые и будут распределять по регионам – в виде субсидии на несвязанную (погектарную) поддержку сельхозтоваропроизводителям.

Ранее эта субсидия включала компенсацию лишь двух видов затрат (из расчета на каждый гектар): на проведение агротехнологических работ и повышение плодородия почв, а также на производство семян. Теперь добавился и третий пункт – затраты на дизельное топливо.

Деньги дадут. Кому и как – непонятно

Каждый регион был обязан добавить в «копилку» еще часть средств: скажем, Ставропольскому краю из федерального бюджета выделили 209 млн. рублей, и к этой сумме из краевого бюджета добавили еще 13,5 миллионов. Итого: сельхозпроизводители получат 222 миллиона (это лишь 3,5% от потерь аграриев).

Омские аграрии получат 237 миллионов (204 миллиона из федерального бюджета плюс 33 – из областного), челябинские – 139 миллионов (113 млн. рублей от правительства России, 26 миллионов – из бюджета региона), псковские – 22 миллиона (20 млн. рублей из Москвы и в виде софинансирования – еще почти 2 млн. рублей).

Какие конкретно суммы пошли в другие регионы, пока неизвестно – видимо, цифры до сих пор высчитываются. Подключился даже спикер Госдумы Вячеслав Володин, который заявил: «Есть регионы, у которых бюджетные возможности большие и они могут решать эту проблему эффективно, а есть регионы, которым необходима помощь».


«Регион онлайн» уже выяснил, что нужно будет сделать аграриям, чтобы получить деньги. Сельхозпроизводитель должен обратиться с заявлением в районное управление сельского хозяйства. К заявлению надо приложить пакет документов.

Во-первых, реестр товарно-транспортных накладных на приобретение дизельного топлива (в период с 1 января по 1 июня), заверенный печатью и подписью руководителя и главного бухгалтера предприятия.

Во-вторых, акт на использование дизельного топлива при проведении сезонных полевых работ, также заверенный печатью и подписью руководителя и главного бухгалтера предприятия.

Возможно, понадобятся и какие-то иные документы (скажем, справка об отсутствии задолженности по зарплате и налогам). В любом случае, точный размер компенсации высчитают в районной администрации, исходя из ставки за одну тонну дизельного топлива, приобретенного с 1 января до 1 июня.

Средства переведут на банковский счет получателя (а претендовать на компенсацию могут сельхозпредприятия, фермерские хозяйства и индивидуальные предприниматели).

И посеем тоже втридорога

Важно помнить, что размер субсидии будет составлять лишь часть произведенных затрат (без НДС и транспортных расходов) на приобретение дизельного топлива. И уже сейчас регионы столкнулись с рядом проблем.

«Ряд предприятий приобрели ГСМ еще до нового года по старым ценам, а расход топлива различается при работе с разными культурами. Все это должно быть учтено», – говорит министр сельского хозяйства и продовольствия Омской области Максим Чекусов.

В общем, пока чиновники будут составлять методики, завершится и уборочная страда, а то и начнется посевная! Выходит, аграрии не только не могут получить обещанную правительством компенсацию, так еще и продолжают терять средства на подорожавших ГСМ.

Напомним, что с начала июня были «заморожены» цены на топливо, после чего оптовые расценки снизились, а розничные – просто перестали расти. Министр топлива и энергетики Александр Новак на радостях даже пообещал, что по итогам 2018 года повышение цен на топливо не превысит уровень инфляции.

Но он лукавит! Ведь цены «замерли» на уровне, значительно превышающем прошлогодний: по оценкам Минсельхоза России, на данный момент дизельное топливо стоит на 28% дороже, чем год назад (52,5 тысячи рублей за тонну), а бензин – на 22% (56,5 тысяч рублей за тонну).