Краткий обзор зернового рынка


По предварительным итогам за прошедшие 4 месяца текущего сезона, Россия экспортировала около 21 млн тонн зерна и продуктов его переработки. География экспорта зерновых культур в этом году превысила 95 стран, из которых почти половина (43) увеличили закупки. Крупнейшими импортерами остаются Турция (4,0 млн т) и Египет (1,9 млн т). Но при этом нельзя не отметить рост интереса к российской пшенице со стороны Саудовской Аравии, импортировавшей рекордные 0,5 млн т, и Алжира, закупившего 88 тыс. т., цитирует Директора ФГБУ «Центр оценки качества зерна» Юлию Королеву сайт «agroxxi.ru».

Важными для российского зернового экспорта, стали страны Южной Азии, закупившие около 5 млн т российского зерна. Отмечен рекордный рост экспортных поставок в текущем году в эти страны. Западная Африка импортировала 1,0 млн т. Здесь ключевыми импортерами стали Нигерия (0,5 млн т), Сенегал (159 тыс. т) и Гана (99 тыс. т).

По данным «СовЭкона», с начала сезона (июль) по 11 ноября Россия экспортировала 13,1 млн тонн зерна, на 35% меньше, чем за аналогичный период прошлого сезона; на столько же снизились поставки пшеницы, а кукурузы продали наполовину меньше. При этом цены на пшеницу за сезон выросли более чем на треть и в ноябре этого года пробили в итоге шестилетний максимум, достигнув 332 доллара за тонну, уточняет «Эксперт».

К середине ноября Россия перевезла половину зерна, запланированного к экспорту в этом сельхозгоду, причем 28% объема поставлено в порты железной дорогой. Несмотря на сокращение объемов экспорта, доля железной дороги в транспортировке зерна растет и по итогам года может превысить 30%. Зимой ожидается дополнительное сезонное увеличение, а в долгосрочной перспективе, этому будет способствовать запрет рейдовой перевалки в порту Кавказ. Но угрозу создает потенциальное смещение отправок на юг, где их в основном обслуживает автотранспорт, пишет «Коммерсантъ».

По состоянию на 15 ноября вывезена половина прогнозируемого экспортного объема, составляющего, по оценке аналитиков «Русагротранса», 41,5 млн тонн. По железной дороге в направлении экспортных коридоров перевезено 5,84 млн тонн (28%) — это третий результат за последние семь лет после рекордно урожайных 2017 (доля железной дороги — 29%) и 2020 годов (36%). В остальное время эта доля не превышала 27%.

Экспортная пошлина на пшеницу из РФ с 24 ноября повысится до $78,3 с $77,1 за тонну, сообщил Минсельхоз.


Пошлина на ячмень снизится до $65,3 с $66 за тонну, на кукурузу - до $53,6 c $62,9 за тонну. Новые ставки пошлин будут действовать по 30 ноября. Размер пошлин рассчитан на основе индикативных цен. На пшеницу цена составила $311,9 за тонну ($310,2 неделей ранее), на ячмень - $278,3 ($279,3), на кукурузу - $261,6 ($274,9) за тонну, сообщает «Финмаркет».

Только за октябрь российская пшеница в портах Черного моря выросла на 17 долларов с 307 до 324 долларов за тонну. Российский ячмень на базисе Черного моря поднялся на 10 долларов с 265 до 275 долларов за тонну. Кукуруза из России повысилась на 10 долларов с 268 до 278 долларов за тонну.

Россия получает баснословные деньги от выплат пошлин на экспорт зерна, а именно пшеницы, ячменя и кукурузы. Российский бюджет к данному моменту получил 47 млрд. рублей от экспортной пошлины на зерно, об этом сообщил в Госдуме министр финансов Антон Силуанов а ходе рассмотрения депутатами проекта трехлетнего бюджета, — передает «КазахЗерно.kz».

По данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), в октябре зерно увеличилось в цене на 3,2%, за год - на 22,4%. Пятый месяц подряд растут цены на пшеницу: в октябре рост составил 5%, за год - 38,3%. Это максимум с ноября 2012 года. Объясняется такой рост цен ограниченным предложением из-за более низкого урожая в основных странах-экспортерах зерна, особенно в Канаде, РФ и США, пишет «Российская газета».