Интересные факты о колбасе

Колбаса на фоне гражданской войны.
… Приближался 20-летний юбилей Советской власти. ЦК партии лихорадило. Требовались инициативы. Они должны были трубить о реальных успехах социализма. Хорошо бы еще что-то такое, что говорило бы, как мы заботимся о поколении революционеров, посоветовал идеологическим вождям лучший друг ветеранов гражданской войны.
Такова истинная подоплека появления колбасы под названием «Докторская». Она впервые появилась на столе избранных трудящихся в 1936 году. Юбилейный подарок комбината имени А. Микояна, как говорят, опробовался им в числе первых. «Добро» на производство диетического продукта, предназначенного «больным, имеющим подорванное здоровье в результате гражданской войны и царского деспотизма», было получено.
Докторская всегда была на особом счету. Точно так же, как продавец колбасного отдела в системе тогдашнего «Гастронома».
Он колбасу не взвешивал.
Он ее отпускал.
Как буддийский жрец — душу умирающего.
Стоит себе гражданин в шляпе и очках и вежливо так произносит: «Отпустите мне, пожалуйста, сто пятьдесят граммов». И наблюдает, как розовые лепестки, словно крылья бабочки, отделяются от сочного батона и порхают над весами. «Интеллигенция вшивая, — шепчут тетки с рюкзаками за плечами. И, когда подходит их очередь, твердо, по-пролетарски говорят гиреобладателю: «Парочку батончиков не отпустите?».
Порционный вес докторской колбасы указывал на социальное происхождение и место жительства.
Прогибаясь под тяжестью колбасных батонов, тетки разбегались по вокзалам. А потом — по вагонам, которые держали путь в голодные городки Подмосковья. Идеологически выдержанная колбаса с завышенным процентом крахмала (он помогал фаршу впитывать больше влаги, а потребителю казалось, что в продукт добавляют туалетную бумагу), уходила по назначенью.
Если сегодня что в ней и удивляет русскоязычного жителя Германии, то цена. По этой причине об очередях за нею дедушки рассказывают искушенным внукам едва ли не легенды.
«Не очень-то ее нынче расхватывают…» — то ли с сожалением, то ли с затаенной радостью вещают старые.
«Она ж просрочена», — ответствует шустроглазый внучек, заставляя дедульку нацепить очки и обратить внимание на слова «Продукт годен до…» Концовка строки обычно поглощена какой-то нашлепкой.
Так «Докторская» и сегодня трубит о реальном успехе социализма: он научил бывшего советского человека врать красиво
Нарушал ли Шаляпин великий пост?
На первый взгляд кажется, что ничего примечательного в словах Великого русского певца нет. Но вдумайтесь: монахи кормили Шаляпина колбасой перед Пасхой в Великий пост, когда есть мясо категорически запрещалось! Как ни странно, ничего криминального в этом не было. И объяснение — в истории появления колбасы в России, куда это итальяно-германское кушанье проникло только на рубеже XIX-XX веков. В 1890 годы производство колбасы было сосредоточено в одном-единственном месте — в Угличе, где располагалось несколько колбасных заводов. Их владельцы рассчитывали, что потребителями этого дешевого продукта (колбаса стоила в несколько раз меньше обычного мяса) станут миллионы простых людей. Но, увы, европейская новинка не очень-то приживалась на русской почве. Крестьянство считало колбасу богомерзким немецким продуктом, не совместимым с русской православной традицией.
Неприязнь к колбасе разделяли и просвещенные слои русского общества. Так, известный пищевик и гигиенист профессор Никитинский справедливо указывал, что колбаса изготавливается из некондиционного мяса и мясных отбросов. Только их размельчение, прибавка свиного шпика и специй, а также копчение делают сырье с душком пригодным в пищу. Кроме того, колбасы едва ли можно относить к мясным кушаньям, ведь в них содержится до 70% перемолотого черствого хлеба, крахмала — зачастую обычного технического клейстера и фуксина, окрашивающего колбасную массу в яркий «свежий» цвет.
Колбасопромышленникам грозило разорение, но они нашли оригинальный выход: обратились в Синод с просьбой разрешить верующим есть колбасу в пост. Ссылаясь на работы все того же Никитинского, дельцы доказывали: колбаса вовсе не скоромная еда и имеет к мясу такое же отношение, как, например, картофельная котлета. Не исключено, что к прошению была приложена и щедрая мзда. Но как бы то ни было, в начале XX века Синод разрешил употреблять в пост колбасные изделия. И это сыграло свою роль. Легко поститься, питаясь грибками и рыбой тому, кто не работает физически. Основная же масса народа в то время вкалывала в поле и на заводах. Для них колбаса — единственный мясной продукт, разрешенный к употреблению во время поста, стал серьезным подспорьем и благодаря своей дешевизне несильно бил по карману. Из-за этого уже в конце первого десятилетия XX века колбаса стала пользоваться огромной популярностью.
Именно потому, что заморским яством можно было лакомиться в пост, монахи и потчевали Шаляпина колбасой, не боясь обвинения в нарушении церковных законов. Хотя, конечно же, они были нарушены членами Синода, умудрившимися, по сути, признать колбасу вегетарианским продуктом.
Историзмы.
Как отмечал Карамзин, ветчину приготовляли уже при князе Владимире Красное Солнышко. На его знаменитых пирах в Киеве, как повествуют былины, подавали окорока. Упоминает о колбасах и «Домострой» XVI века. Широкое появление колбас на Руси связано с эпохой Петра Великого. По его зову среди прочих ремесленников явились к нам и немецкие колбасники. Бывшие у немцев в учениках русские очень скоро сами научились делать сосиски и колбасы по русскому вкусу. Так, к примеру, появилась углицкая колбаса, изобретенная прасолом Русиновым, и другие с местными названиями. Первые чисто русские колбасные производства появились в городах подмосковных губерний. До революции в России насчитывалось около 2500 колбасных предприятий. Из них только 46 изготовляли колбасы фабричным способом. Остальные представляли собой небольшие мастерские при мясных лавках.
Откуда взялось само слово «колбаса» — неизвестно. Если оно славянское, то или от украинского «ковбыця» — «чурбан», то ли от польского «келб» — «пескарь» (то есть сначала колбаса была рыбной, во что тоже не поверишь). Если заимствованное, то вполне возможно, что слово турецкое («кюльбысты» — жаренные на решетке котлеты) или еврейское и происходит от слова, означающего «мясо, всякая плоть, живое существо». Это толкование считают самым маловероятным, но каждый, кто заинтересуется, что именно кладут в колбасу, согласится — смысл есть и в этом толковании. Не будем углубляться, ибо великий Бисмрак говаривал: «Тот, кто любит хорошую колбасу и хорошую политику, не должен видеть, как делается и то и другое». Средства массовой информации уже лишили нас последнего шанса полюбить хорошую политику, ибо все на виду. Но с колбасой все обстоит не так безнадежно.
История изготовления сосисок и колбас.
Изготовление сосисок и колбас имеет долгую историю — почти две тысячи лет. Возможно, в те давние времена еще не было того многообразия форм и видов, которое мы наблюдаем сегодня, однако общие черты изготовления начали закладываться именно тогда.
В течение прошедших столетий колбасы и сосиски стали важнейшим пунктом меню современного человека. Первое упоминание о блюде, похожем на колбасу, найдено в древнегреческой пьесе «The Orya» или «The Sausage», а написана она было в 500 г. до н. э. Позднее это слово довольно часто встречается в греческих письмах. В эпоху расцвета католичества продукт становится одним из самых любимых для верующих. Его употребляют в больших количествах по праздникам.
Современное слово «колбаса» (sausage) произошло от латинского слова «salsus», что значить соленый. Вероятно, в древние времена этот термин имел более широкое значение, и означал не только сосиски и колбасы в нашем представлении, но и все соленое или просто консервированное мясо. Тогда не было возможности хранить мясо в холоде, и приготовление колбас (вареных и копченых) было хорошим способом его сохранить.
Шли века, а люди все больше и больше совершенствовали процесс приготовления колбас. Так, в зависимости от географического положения в разных частях мира появлялись различные рецепты колбас, которые более всего подходили для того или иного климата. Для прохладных районов северной Европы, когда сырое мясо может довольно долго храниться без специального охлаждения, оказались более пригодные сырые колбасы. Для того, что бы сохранить мясо в теплые месяцы применялось копчение. Вероятно, так и появились сырокопченые колбасы. Более подробной информации пока нет.
В более южных районах Европы, а также в Азии, оказалось целесообразнее готовить сухие колбасы (dry sausage): в этом случае колбаса без дополнительной обработки высушивалась на солнце. Примером такого способа приготовления может служить суджук и бастурма. Существует мнение, что кочевники из азиатских степей хранили суджук в сумках под седлом. Именно там осуществлялся последний этап приготовления колбасы: высушиваясь, она приобретала специфическую форму. Сейчас же плоская форма всего лишь дань традиции.
Со временем люди живущие, в тех или иных городах стали придумывать собственные рецепты, давая готовому продукту звучное запоминающееся имя. Так появились, венские колбасы, итальянские, английские, камберлендские… И только в баварском местечке Гассельдорф местные жители установлен памятник своему земляку Йоханну Георгу Ланеру. Считается, что именно он изобрел сосиску. Монумент высотой около двух метров был воздвигнут на средства 500 жителей Гассельдорфа в ознаменование. 225-летия со дня рождения Ланера. На монументе укреплена бронзовая доска с изложением истории сосиски. В 1804 году Йохан Георг Ланер переехал из Франфурта, где он обучался ремеслу мясника, в Вену и открыл там лавку. Годом позже Ланер представил покупателям свое изобретение — сосиску, которую назвали «франкфуртской» или «венской». Вот и получается, что столь привычные нам по общепиту сосиски и докторская колбаса, имеют на самом деле древнюю историю и множество именитых родственников в разных странах.