Экскаваторы с ковшом драглайна

Рабочим органом драглайна является ковш, подвешиваемый к рабочему оборудованию на канатах. Такая машина работает ниже уровня стоянки и по направлению к экскаватору, т. е. «на себя», преимущественно в отвал. По сравнению с прямой и обратной лопатами у драглайна значительно больше (в отдельных случаях до 50%) глубина копания, высота выгрузки и радиус копания.

Вместимость стандартного ковша обычно равна вместимости ковша прямой лопаты. Управление операциями внедрения ковша в грунт, копания, выгрузки в драглайне осуществляется с помощью канатов, прикрепленных к ковшу.

Ковши драглайнов выполняют двух основных конструкций: арочными универсальными и безарочными (для мягких и средних грунтов). Ковш имеет форму совка, он открыт спереди и сверху. Арка придает ковшу жесткость и служит для крепления разгрузочного каната.

Для обеспечения заполнения и разгрузки ковша арку и боковые стенки делают часто расширяющимися кверху под углом 5... 8°, а днище — сужающимся к задней стойке под таким же углом. Для работы в крепких грунтах задняя стенка выполняется ниже, в мягких — выше. Для работы под водой боковые стенки ковша могут изготовляться в виде железных решеток или в стенках сверлят четыре — шесть рядов отверстий диаметром 50... 100 мм. В комплект ковша входит упряжь, которая состоит из тяговых цепей. Они крепятся к канату и к боковым стенкам ковша с помощью проушин. Для предохранения цепей от истирания служит распорка. К арке ковша на шарнире закреплен коуш, а к нему — разгрузочный канат, переброшенный через опрокидной блок.

Тяговый канат соединен с тяговыми цепями, а они в свою очередь соединены с ковшом. Ковши драглайнов выполняют с зубьями или без зубьев с полукруглой режущей кромкой.


Перед началом рабочего процесса ковш находится в вертикальном положении. В это время лебедка тягового каната расторможена и ковш висит на подъемном канате. В этом положении тяговый и разгрузочный канаты провисают. Так как центр тяжести ковша без грунта и с грунтом находится между подъемными цепями и аркой, то ковш висит на подъемном канате зубьями вниз. Оттормаживая лебедку подъема, опускают ковш, и он врезается в грунт. При включении тяговой лебедки начинается перемещение и заполнение ковша. По наполнении ковша, не прекращая его тяги, подъемный канат натягивает разгрузочный канат, ковш отрывается от земли в положении, при котором зубья и днище подняты под углом 15° к горизонту и одновременно экскаватор начинает поворот. За время поворота под действием подъемного каната сохраняется натяжение, необходимое для того, чтобы ковш менял указанное положение и перемещался к голове стрелы. За 25... 40° до места разгрузки поворот стрелы замедляется включением противотока у электрических многомоторных экскаваторов и муфты реверса у одномоторных. При работе в отвал выгрузка производится на ходу оттормаживанием тягового каната, причем разгрузочный канат освобождается, и ковш опрокидывается. Одновременно начинается поворот в забой, во время которого ковш опускается и ложится зубьями на грунт в месте начала нового копания в момент окончания поворота.

При работе в транспорт разгрузка также производится на ходу, но траектория разгрузки не выходит за пределы транспортной единицы.

При работе в отвал с поворотом на угол 130... 140° поворотное движение при разгрузке не замедляется и, если позволяет местность, экскаватор поворачивается на 360°, что дает некоторое уменьшение продолжительности цикла и упрощает управление.

По выработке забоя на заданную глубину и профиль драглайн передвигается на новое место работы. Заброс ковша производится при его опускании во время поворота, используя центробежную силу, одновременно освобождая тяговый канат перед посадкой ковша на грунт. При этом подъемный канат отклонен от вертикали на 20 ... 30°.